О музее

Первый и единственный в России музей вееров расположился на Каменноостровском проспекте в доме 73-75. Его появление - не только заметное событие в культурной жизни Северной столицы, но и весомый вклад в систему музейного предпринимательства России. Возрождение традиций частного коллекционирования, утраченных после 1917 года, и желание коллекционера показать удивительные экспонаты легло  в основу создания этого уникального музея. В мире существует множество коллекций вееров в частных собраниях и в составе экспозиций различных музеев. Однако, именно музеев вееров в мире, помимо Санкт-Петербургского, существует всего два. Первый – и самый значительный - находится в пригороде Лондона - Гринвиче и является фамильным музеем семьи Александер, в прошлом одной из самых успешных семейных фирм производителей вееров. Второй – находится в Париже, открытый в 1993 году при мастерской, занимающейся изготовлением вееров и в настоящее время являющейся мировым центром этого специфического производства.

Будучи третьим в мире музеем, экспонирующим веер, Санкт-петербургский имеет целый ряд индивидуальных черт, одной из которых является появление в названии словосочетания «искусство веера», поскольку веер не только утилитарная вещица, но произведение искусства. По информационному значению ему практически нет равных. Являясь, в первую очередь, предметом декоративно-прикладного искусства, он также может быть отнесен к  двум видам изобразительного искусства – графике и живописи. Кроме того, веер  содержит огромный этнографический потенциал, передавая стиль и дух времени, рассказывая истории о своих владельцах. 

Коллекция музея «Искусство веера» рассказывает посетителям о происхождении, истории, художественных достоинствах и особенностях веера как произведения искусства. Внимательно рассматривая витрину за витриной,  можно проследить общие черты,  присущие той или иной эпохе, уникальные и характерные черты, свойственные той или иной национальной школе. Экспозиционная логика выдержанная в лучших традициях музейного дела, позволяет посетителю совершить увлекательное путешествие на Дальний Восток: в Китай и Японию – родину веерного производства, в Западную Европу, ставшую законодательницей мод,  в том числе и в веерном искусстве в конце XVII-XIX веках, в Россию, оказавшуюся достойной конкуренткой в веерном производстве, начиная от Петровской эпохи и заканчивая 30-ми годами XX столетия.

 

Музей «Искусство веера» хранит более чем  250 экземпляров, из которых 160 находятся в постоянной экспозиции  - это одно из крупнейших собраний, старейшие образцы которого датируются XVII веком. География экспонатов охватывает практически весь мир: Китай, Япония и Корея, Франция, Англия, Италии и Испания, Германия, Нидерланды, Россия, и, даже, Бразилия. «Фокон», «Дювельруа»  и «Александер» - фирмы, создававшие шедевры веерного производства; Никола Ланкре, Норабель, Антуан Ватто, Борис Анисфельд, Эжен Прийер - живописцы, помимо полотен на холсте, рисовавшие изящные вещицы, считавшиеся  высокими образцами  декоративно-прикладного искусства. Митрополит Иов, Фридрих Великий, Семейство баронов Ротшильдов, Великие Российские Княгини - персоны, некогда владевшие веерами, которые теперь составляют часть музейного собрания - вот далеко не полный список вееров, достойных отдельной экскурсии.  

 

Пространство Музея «Искусство  веера» состоит из холла и трех равновеликих залов. Интерьеры выполненные в стиле «Русский ампир» отсылают нас к эпохе имперской столицы России. Так, паркет первого и третьего зала, создан аналогично Павловскому, второго зала с розеткой Ринальди – Китайскому дворцу Ораниенбаума. Дверные проемы парадных залов оформлены уникальными дверями сандалового дерева с бронзовым декором, которые воссозданы по проекту В. Бренны для парадных залов Павловска, и которые были утрачены во время войны.

В Палисандровом зале и зале Людовика XIV размещается основная коллекция. Третий зал – Розовый, представляет зал приглашенных коллекций. Кроме этого,  в музее имеется «Особая кладовая», вход в которую сулит посетителям встречу с  редкими и необычными экспонатами, не выставленными на широкое обозрение.