О музее

Первый  и единственный в Росси музей вееров расположился на  Каменноостровском проспекте  в доме 73-75. Его  появление  -  не только заметное событие в культурной жизни Северной столицы,  но и весомый вклад в систему музейного предпринимательства  России.  Возрождение традиций  частного коллекционирования, утраченных после 1917 года,  и желание коллекционера  показать удивительные экспонаты  легло  в основу создания  этого уникального музея. В мире существует множество коллекций вееров в частных собраниях и в составе экспозиций различных музеев. Однако, именно музеев вееров в мире, помимо Санкт-Петербургского, существует всего два. Первый – и самый значительный - находиться в пригороде Лондона - Гринвиче и является фамильным музеем семьи Александер, в прошлом одной из самых успешных семейных фирм производителей вееров. Второй – находится в Париже, открытый в 1993 году при мастерской, занимающейся изготовлением вееров и в настоящее время являющейся мировым центром этого специфического производства.

  Будучи  третьим в мире музеем экспонирующим веер, Санкт-петербургский, имеет целый ряд  индивидуальных черт, одной из которых является появление в названии словосочетания  «искусство веера», поскольку  веер   не только утилитарная вещица, но  произведение искусства. По информационному значению ему практически нет равных. Являясь,  в первую очередь, предметом декоративно-прикладного искусства, он так же может быть отнесен к  двум видам изобразительного искусства – графике и живописи. Кроме того, веер  содержит огромный этнографический потенциал, передавая стиль и дух времени, рассказывая истории о своих владельцах. 

Коллекция «Музея «Искусство веера» рассказывает посетителям о  происхождении, истории, художественных достоинствах и особенностях веера как произведения искусства. Внимательно рассматривая витрину за витриной,  можно проследить общие черты,  присущие той или иной эпохе, уникальные и характерные черты свойственные той или иной национальной школе. Экспозиционная логика  выдержанная   в лучших традициях музейного дела, позволяет посетителю совершить увлекательное путешествие  на Дальний Восток:  в Китай и Японию – родину веерного производства,  в Западную  Европу, ставшую законодательницей мод,  в том числе и в веерном искусстве в конце XVII-XIX веках, в Россию,  оказавшейся достойной конкуренткой в  веерной производстве, начиная от Петровской эпохи и заканчивая 30-ми годами XX столетия.

 

Музей «Искусство веера» хранит более чем  250 экземпляров, из которых 160 находятся в постоянной экспозиции  - это  одно из  крупнейших  собраний, старейшие образцы  которого датируются XVII веком. География   экспонатов охватывает практически весь мир: Китай, Япония и Корея, Франция, Англия, Италии и Испания, Германия, Нидерланды, Россия, и, даже, Бразилия. «Фокон», «Дювельруа»  и «Александер», фирмы, создававшие шедевры веерного производства; Никола Ланкре, Норабель, Антуан Ватто, Борис Анисфельд, Эжен Прийер живописцы, помимо полотен на холсте рисовавшие  изящные вещицы, считавшиеся  высокими образцами  декоративно-прикладного искусства. Метрополит Иов, Фридрих Великий, Семейство баронов Ротшильдов, Великие Российские Княгини -   персоны, некогда владевшие веерами,  которые теперь составляют часть музейного собрания - вот далеко не полный список вееров, достойных отдельной экскурсии.  

 

 

Пространство Музея «Искусство  веера» состоит из холла и трех равновеликих залов. Интерьеры выполненные в стиле «Русский ампир» отсылают нас к эпохе имперской столицы России. Так, паркет первого и третьего зала, создан аналогично Павловском, второго зала с розеткой Ринальди – Китайскому дворцу Ораниенбаума. Дверные проемы парадных залов оформлены уникальными дверями сандалового дерева с бронзовым декором, которые воссозданы по проекту В. Бренны для парадных залов Павловска, и которые были утрачены во время войны.

В Палисандровом зале и зале Людовика XIV размещается основная коллекция. Третий зал –Розовый, представляет зал приглашенных коллекций. Кроме этого,  в музее имеется «Особая кладовая», вход в которую сулит посетителям встречу с  редкими и необычными экспонатами, не выставленными на широкое обозрение.